Зима добавляет автомобилистам проблем. По большому счету, проблем три: скользко, холодно и плохая видимость.
Скользкая дорога – проблема самая неприятная, требующая подготовки, как автомобиля, так и водителя. Да, управление автомобилем зимой требует специальных навыков.
Низкие температуры затрудняют пуск двигателя, особенно если автомобиль не новый и не слишком исправный.
Рано наступающая темнота, снегопады, метели существенно ухудшают видимость и затрудняют вождение.
Сложнее всего приходится начинающим водителям, тем, у кого предстоящая зима – первая в его водительском стаже. Но и более опытным водителям наши советы не помешают.
Зима добавляет автомобилистам проблем. По большому счету, проблем три: скользко, холодно и плохая видимость.
Скользкая дорога – проблема самая неприятная, требующая подготовки, как автомобиля, так и водителя. Да, управление автомобилем зимой требует специальных навыков.
Низкие температуры затрудняют пуск двигателя, особенно если автомобиль не новый и не слишком исправный.
Рано наступающая темнота, снегопады, метели существенно ухудшают видимость и затрудняют вождение.
Сложнее всего приходится начинающим водителям, тем, у кого предстоящая зима – первая в его водительском стаже. Но и более опытным водителям наши советы не помешают.
Движение автомобиля по скользкой дороге.
Главная проблема при зимней езде – скользкая дорога. Скользкая всегда, даже если асфальт не покрыт снегом или льдом. Причина понятна – холодный асфальт становится тверже и его поверхность не деформируется под колесами автомобиля. А во впадинах микропрофиля покрытия всегда скапливаются кристаллы льда и частицы снега, невидимые для водителя.
Запомните – на зимней дороге тормозной путь автомобиля всегда больше, чем летом. Даже на шинах с шипами зимой длина тормозного пути на чистом асфальте на 4-5 метров больше, чем летом. На не укатанном снегу длина тормозного пути увеличивается примерно в 1,5 раза, на льду – в 2,5-3 раза.
Кроме увеличения тормозного пути на скользкой дороге вас подстерегает буксование колес при трогании с места или резкой добавке газа. Наконец, нередко при движении автомобиля происходит боковое скольжение как в повороте – занос или снос, так и при движении по прямой.
Все эти явления происходят от одного корня – потери сцепления шин с дорожным покрытием. Отсюда задача – научиться управлять автомобилем так, чтобы не терять сцепление на любой дороге.
Рецепт кажется не сложным. Нужно, во-первых, правильно выбирать режим движения автомобиля, во-вторых, работать педалями и рулем плавно и аккуратно, избегая резких движений при управлении автомобилем.
Выбор режима движения автомобиля требует способности предвидеть опасность, причем для этого не нужно ни многолетнего опыта, ни экстрасенсорных способностей.
Достаточно знать, где на дороге могут быть наиболее скользкие участки. Прежде всего - перед перекрестками, пешеходными переходами и в правом ряду у остановок общественного транспорта. Здесь водители тормозят и разгоняются, порой полируя покрытие до зеркального блеска. Опасными могут быть закрытые повороты. Не известно, что «там за поворотом» - чистый асфальт, ледяной каток или снежный перемет. Наконец, опасно скользкой может быть дорога перед ямами и выбоинами.
Предполагая впереди опасный участок, заранее снижайте скорость, плавно отпуская педаль газа и так же плавно нажимая на тормоз. В городском потоке держите повышенную дистанцию до переднего автомобиля и старайтесь просматривать дорогу на один - два автомобиля впереди него. В случае появления опасности вы сможете снизить скорость, не прибегая к аварийному торможению.
Трогаясь с места, особенно на перекрестке в потоке транспорта, избегайте рывков сцепления и чрезмерных оборотов двигателя – буксование колес может привести к сползанию машины в сторону, на соседей. На очень скользкой дороге стоит трогаться на второй передаче.
При разгоне не затягивайте движение на низших передачах. На четвертой и пятой передачах тяговое усилие на колесах значительно меньше, что снижает риск буксования колес.
Зимой всегда снижайте скорость перед поворотами, даже если дорога вам хорошо знакома. Лучше пройти поворот с запасом, чем соскользнуть на встречную полосу.
Сложнее всего избегать блокировки колес при торможении на скользкой дороге. Но это касается только водителей, автомобили которых не оборудованы антиблокировочной системой (АБС). Для них существует известный прием – прерывистое торможение, имитирующий работу АБС.
Резко и сильно нажмите на педаль тормоза, доведя колеса до блокировки, и тут же отпустите педаль. Продолжайте нажимать и отпускать педаль тормоза до полной остановки автомобиля. Частота нажатий должна быть как можно выше.
Конечно, на скользкой дороге прерывистое торможение несколько увеличит тормозной путь. Зато вы избежите полной блокировки колес автомобиля и в процессе торможения можно будет изменить направление движения.
Советую в начале зимы найти свободную площадку и потратить час – другой на тренировку прерывистого торможения. На скользкой дороге лучше всегда тормозить прерывисто – вы постоянно будете готовы к неожиданностям и сможете держать свой автомобиль под контролем.
Ваш автомобиль оборудован АБС – не мудрите, при необходимости давите на тормоз сильнее, электроника сама предотвратит блокировку.
Что делать, когда автомобиль скользит?
До сих пор мы говорили, как избежать потери сцепления и скольжения автомобиля. Теперь посмотрим, что делать, когда автомобиль скользит.
При потере сцепления с дорогой возможны два варианта бокового скольжения. Занос – задняя ось скользит вбок, автомобиль разворачивается поперек дороги. Снос – скользит передняя ось, автомобиль движется по касательной к дуге поворота.
Занос может произойти как на прямой (чаще всего – при торможении), так и на повороте. Более склонны к заносу автомобили с ведущими задними колесами.
Снос обычно проявляется на повороте и более характерен для автомобилей с передним и полным приводом. Неопытные водители при сносе совершают две ошибки – доворачивают руль в сторону поворота и нажимают на тормоз. Оба действия ухудшают ситуацию, увеличивая скольжение передних колес.
Правильные действия по ликвидации заноса и сноса зависят от схемы привода вашего автомобиля.
Передний привод.
При появлении заноса на переднеприводном автомобиле нужно плавно добавить газ. Одновременно быстро поверните руль в сторону заноса и тут же плавно верните его в прямолинейное положение. Потребуется определенное напряжение – естественная реакция в аварийной ситуации требует сбавить скорость. Не пугайтесь – передние колеса не потеряли сцепления, добавка газа позволит «вытащить» автомобиль из заноса.
При появлении сноса задача водителя– восстановить сцепление передних колес с дорогой. На переднеприводном автомобиле отпустите педаль газа, чтобы снизить скорость. Одновременно быстро поверните руль, вернув передние колеса в прямолинейное положение и без паузы снова плавно поверните его в сторону поворота. Во время действия рулем выжмите педаль сцепления и тут же плавно ее отпустите. Если скорость автомобиля не была запредельной, сцепление колес с дорогой восстановится и снос прекратится.
За время ваших действий автомобиль может оказаться на полосе встречного движения. Возвращаться на свою полосу следует плавно, не делая резких движений, чтобы снова не потерять сцепление с дорогой.
Задний привод.
На автомобиле с ведущей задней осью при заносе необходимо сбросить газ, убрав ногу с педали. Одновременно нужно быстро повернуть руль в сторону заноса и тут же плавно вернуть его в прямолинейное положение. Сброс газа снизит скорость и уменьшит тяговую силу на ведущих колесах, уменьшая занос.
При сносе на заднеприводном автомобиле также нужно сбросить газ, чтобы уменьшить скорость движения. Руль верните в прямолинейное положение и снова плавно поверните в направлении поворота.
Полный привод.
На автомобиле с приводом на все колеса при заносе нельзя ни добавлять, ни сбрасывать газ. Педаль газа должна оставаться в первоначальном положении. Действия рулем те же – быстрый поворот в сторону заноса и плавный возврат руля. И добавка и сброс газа могут вызвать увеличение заноса.
При сносе на полноприводном автомобиле нужно действовать также, как на переднеприводном. Отпустите педаль газа, быстро поверните руль, вернув передние колеса в прямолинейное положение и снова плавно поверните его в сторону поворота. Во время действия рулем выжмите педаль сцепления и тут же плавно ее отпустите.
Помните, что выше сказанное относится к автомобилям с постоянным полным приводом и к тем, у кого в момент заноса или сноса включен полный привод. Если полный привод не включен, действовать нужно так, как на передне- или заднеприводном автомобиле, в зависимости от схемы привода вашего автомобиля.
Тренируйтесь!
Теоретического знания приемов борьбы со сносом и заносом недостаточно для безопасной езды. На дороге нет времени вспоминать приемы – на «нештатные» ситуации нужно реагировать мгновенно и рефлекторно.
Навыки прогнозирования и выхода из «нештатных» ситуаций можно получить путем тренировки. Лучше всего пройти курс обучения в школе экстремального вождения или учиться под присмотром опытного инструктора. Но можно тренироваться и самостоятельно.
Для этого нужна площадка, покрытая льдом или укатанным снегом, позволяющая разогнаться до 30-35 км/ч и остановиться, не выезжая за пределы площадки. Можно использовать площадку, на которой уже проложена извилистая трасса, огражденная снежными брустверами.
Установите вешку посередине длинной стороны площадки. Двигаясь вдоль площадки со скоростью 10-15км/ч, выполните поворот вокруг вешки под углом 900, стараясь удерживать автомобиль ближе к вешке. В каждом заезде увеличивайте скорость на 2-3км/ч до тех пор, пока автомобиль не начнет скользить в повороте.
Что произойдет – занос или снос – зависит от конструкции вашего автомобиля. При появлении скольжения постарайтесь восстановить сцепление и выровнять автомобиль, используя приемы, описанные выше. Повторяйте упражнение, пока не научитесь оценивать момент начала потери сцепления и уверенно выравнивать автомобиль.
Получив некоторый опыт, занос и снос можно создавать искусственно. Для имитации заноса на заднеприводном автомобиле после поворота руля резко добавьте газ, чтобы вызвать буксование ведущих колес. На переднеприводном автомобиле занос можно вызвать резким ударом по педали тормоза.
Снос можно воспроизвести быстрым, резким поворотом руля на 90-1200 в начале поворота.
Полученные навыки позволят вам без особых проблем справляться с «нештатными» ситуациями на скользкой дороге. Но не забывайте главное правило безопасной езды – предвидеть «нештатные» ситуации и в них не попадать.
Автор статьи: Смирнов Александр Михайлович - инженер-испытатель, около 40 лет занимался испытаниями автомобилей на ВАЗе и ЗАЗе.
Как подготовить автомобиль к зиме и правильно его завести, читайте в следующей статье